Икшинское водохранилище

09.07.2017

Взяв в зодчестве XVII в. прием обработки угла колоннами или пилястрами, архитекторы до бесконечности разнообразят его. Так, в колокольне Троице- Сергиевой лавры в каждом ярусе — свой вариант постановки колонн. Растрелли любил срезать угол объема и ставить перед ним пару колонн; Чевакинский к двум колоннам, поставленным в створе стен, добавлял третью — по диагонали и т. д.

Отношение к ордерному канону противоречиво. Состав и пропорции ордера в основном соблюдаются зодчими, однако всякий раз, когда ордер входит в противоречие с основными членениями здания, изыскивается способ обойти канон. «Украшая архитектурой» Строгановский дворец, Растрелли пренебрег тем, что ритм простенков не совпадал с ритмом пилястр; в результате оконные проемы сдвинуты с осей некоторых интерколумниев и даже врезаются сандриками в пилястры. Еще свободнее обращаются с антаблементом. Чевакинский в Никольском соборе разрывает его овальными окнами, Растрелли в Зимнем дворце превращает профили антаблемента в волнистую линию, огибающую окна и перебитую картушами. Ищете загородный участок? Посмотрите икшинское водохранилище.

Разнообразна форма оконных проемов: прямоугольные, арочные, с лучковыми перемычками, овальные, круглые. Наличники — предмет изощренного изобретательства; часто встречается «удвоение» наличника, когда поверх архивольта устанавливается сандрик (треугольный, лучковый, разорванный) и оба объединяются лепным декором, образующим на поверхности стены сложное и нарядное «пятно». Иногда в одно целое объединяются два или даже три расположенных друг над другом окна — «пятно» разрастается, скрывая междуэтажные членения.