Британский дизайн в XIX веке

15.01.2019

Главный вопрос дискуссий о британском дизайне в XIX веке — в чем же причина низкого качества дизайна? Стоит рассмотреть два наиболее распространенных объяснения и, таким образом, понять доводы тех, кто их озвучивал. Первое, касающееся пагубного влияния механизации, уже обсуждалось в этой главе. Второе объяснение связывало процесс упадка дизайна с невежеством британских работников и отсутствием у них художественного вкуса. Этот довод особо поддерживался теми, кто добивался государственного финансирования школ дизайна и проведения художественных выставок. Только обучением работников, по их словам, можно было добиться повышения стандартов качества в отрасли.

К подобным аргументам, однако, нужно относиться с осторожностью. Были люди, не соглашавшиеся с ними и имевшие на то веские основания. Дж. С. Робертсон, редактор журнала «Меканикс», в своем выступлении на заседании Особого парламентского комитета по искусству и промышленности в 1835 году отмечал, что этот «аргумент о низкой квалификации» основан на глубоком непонимании сути промышленного производства: работникам нет никакой нужды обладать способностями к дизайну, так как вся их роль в промышленном производстве сводится к тиражированию по образцу уже готового дизайна. Он добавил, что не ощущает недостатка способностей собственно у самих дизайнеров. Когда его спросили, считает ли он достаточной квалификацию дизайнеров, он ответил: «Да, думаю, в целом они хорошо обучены. Я не встречал, при всем моем опыте, недостатка таланта в изделиях нашей промышленности». Пропустили курсы на работе? Тогда стоит купить удостоверение о повышении квалификации.

Причины упадка английского дизайна Робертсон видел совсем в другом: «Товары из Франции превосходят английские не по причине того, что у наших работников дурной вкус, а потому, что они работают в лучших условиях. Главной целью каждого английского промышленника является количество продаваемой продукции, для него лучшим товаром является тот, на который выше спрос, он предпочтет продать больше товара по более низкой цене, чем меньше товара по более высокой, и не беда, если текущая прибыль в таком случае будет ниже, — ведь чем больше спрос, тем он устойчивее. Я думаю, мы не уделяем этому вопросу достаточно внимания. Английский промышленник, с его огромным капиталом, невообразимой производительностью машин и прекрасно квалифицированными рабочими, может произвести такое количество товара за единицу времени, какое не под силу никакому производителю за рубежом».